Вернуться
1 из 18
Просмотрено 1 из 18
Тяни-толкай, шишок и другие. ТОП-20: Самое-самое из фондов музея
Тяни-толкай, шишок и другие. ТОП-20: Самое-самое из фондов музея
Аннотация
В фондах Биологического музея Каргопольская игрушка составляет большую часть коллекции декоративно-прикладного искусства. На выставке мы показываем самые интересные образцы, в которых отражены языческие обрядовые традиции, тесно смешанные с православной обрядовостью. Каргопольская игрушка богата сказочными, символическими, мифологическими персонажами, к которым относятся полкан, двухголовый конь, птица-сирин и т.п. Мастерам было свойственно очеловечивать природу: другими популярными сюжетами являются козел, танцующий с козой, медведь на коне, баран, играющий на гармони и т.п. Все представленные игрушки произведены известными мастерами Центра народных ремесел древнего города Каргополя: С.М.Кононовой, С.И.Рябовым, О. Е. Валевиной, Е. Ф. Придеиной, Т. А. Ворониной, О.Н.Фарутиной, Г. В. Таскаевой Т. С. Водяницкой. Каргопольская игрушка имеет свою историю. Истоки традиционного гончарного дела на местных красных глинах Каргополья Архангельской области уходят в XI век. Наивысшего развития сезонный гончарный промысел достиг в XIX веке в деревнях Торопово, Гринёво, Печниково. Изготовление посуды давало дополнительные средства к существованию каргопольских крестьян. Из остатков глины «стряпали» игрушки для детворы. Со временем эти игрушки стали цветными, и позже их стали продавать на ярмарках. Большим спросом пользовались игрушки-свистульки, на их свист сбегался народ, цена им была копеечная и их быстро раскупали. Порядок крестьянской жизни определялся самой природой, годичным круговоротом. Дни весеннего и осеннего солнцестояния, летнего и зимнего равноденствия издревле были праздниками. Всё это нашло своё отражение в игрушке. Как любое произведение искусства, она - часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации.
От мала до велика